Коллеги,
используя свой блог как площадку для обмена опытом и наработками по тематике
КИИ, с согласия автора публикую в неизменном виде анализ 235-го приказа ФСТЭК, проведенный Начальником
отдела защиты информации Трубной металлургической компании Александром
Севостьяновым.
Уважаемые коллеги!
22.02.18г. ФСТЭК в рамках требований ст.6
187-ФЗ о КИИ РФ был зарегистрирован Приказ №235 «Об утверждении требований к
созданию систем безопасности объектов КИИ».
Документ кратко, но ёмко описывает
процесс создания безопасности критической инфраструктуры и состав сил и
средств.
Ключевые моменты и нюансы выделены в
тексте отдельно жирным шрифтом!
Документ подготовлен в целях упрощенного
восприятия юридической информации требований Приказа и местами дополнен
примечаниями автора.
(все комментарии и примечания автора
являются его частным мнением)
СОЗДАНИЕ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ КИИ
Основой создания является классическая
модель общей безопасности: объект, субъект, силы и средства.
Что можно понимать под понятием
«создание» (ибо 239-м Приказом определена еще и требования к безопасности при
«эксплуатации»). Таким образом, 235-й Приказ первичен, по отношению к 239-му.
Создание, если исходить из формулировок Приказа: «Системы безопасности создаются субъектами критической информационной инфраструктуры и
включают в себя: правовые,
организационные, технические и иные меры, направленные на обеспечение
информационной безопасности (защиты информации) субъектов КИИ». При этом,
основная цель, это устойчивое
функционирование значимых объектов
КИИ! То есть, если кратко: это комплекс взаимосвязанных мер, на основе организационной распорядительной документации!
При
этом, помним, что: по решению субъекта КИИ для одного
или группы значимых объектов КИИ
могут создаваться отдельные системы безопасности (т.е. видимо есть возможность
объединить ряд однородных объектов значимых КИИ в один, в отношении которого
можно будет создать единую систему безопасности).
Система создается руководителем
субъекта КИИ (либо уполномоченным лицом). В данном случае, вполне уместно подготовить
некий внутренний проект под наименованием «Создание системы безопасности КИИ
Предприятия», что утверждается Приказом руководителя, либо, в виде простого перераспределения
функционала, определенного Приказом на ряд выбранных СП, что также утверждается
Приказом руководителя.
К силам, которые должны будут обеспечивать
безопасность отнесено:
- СП и работники, ответственные за безопасность значимых объектов КИИ;
- СП и работники, эксплуатирующие значимые объекты КИИ;
- СП и работники, обеспечивающие функционирование (ремонт, сопровождение) значимых объектов КИИ;
- иные СП и работники.
К средствам, которые должны обеспечивать
безопасность значимых объектов КИИ отнесено:
- программные средства (т.е. ПО);
- программно-аппаратные средства (т.е. железо плюс ПО).При этом, системы безопасности должны функционировать в соответствии с организационно-распорядительной документацией (т.е.: как сопроводительная, так и подготовленная Предприятием самостоятельно).
Системы
безопасности должны обеспечивать:
- предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимыми объектами КИИ (прим.: т.е. не всеми), уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимых объектов КИИ (прим.: наличие СКУД и видеонаблюдения обязательно);
- восстановление функционирования значимых объектов КИИ, в том числе за счет создания и хранения резервных копий необходимой для этого информации;
- непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации в соответствии со ст.5 187-ФЗ (ГОССОПКА).
к силам обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, а именно: руководитель субъекта КИИ (Предприятия) создает или определяет структурное (или самостоятельное) подразделение (далее – СП), ответственное за обеспечение безопасности значимых объектов КИИ, или назначает (прим.: Приказом ГД) отдельных работников, ответственных за обеспечение безопасности значимых объектов КИИ, которые выполняют следующие основные функции:
- разрабатывают предложения по совершенствованию организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов и представляют их руководителю субъекта КИИ (уполномоченному лицу);
- проводят анализ угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ и выявляют уязвимости в них;
- обеспечивают реализацию требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, установленных в соответствии со статьей 11 187-ФЗ (п.п. 4 п.6 Закона, т.е. Приказ ФСТЭК № 239);
- обеспечивают в соответствии с требованиями по безопасности реализацию организационных мер и применение средств защиты информации, эксплуатацию средств защиты информации;
- осуществляют реагирование на компьютерные инциденты в порядке п.6 части 4 статьи 6 187-ФЗ (т.е. информирование и реагирование, ликвидация);
- организуют проведение оценки соответствия значимых объектов КИИ требованиям по безопасности;
- готовят предложения по совершенствованию функционирования систем безопасности, а также по повышению уровня безопасности значимых объектов КИИ;
- работники СП по безопасности, штатные специалисты должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ;
- не допускается возложение на СП по безопасности, штатных специалистов функций, не связанных с обеспечением безопасности значимых объектов КИИ или обеспечением информационной безопасности субъекта КИИ в целом (прим.: т.е. только целевое использование квалифицированного персонала);
- обязанности, возлагаемые на работников СП по безопасности, штатных специалистов, должны быть определены в их должностных регламентах (должностных инструкциях) и до них должны быть доведены положения организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов в части, их касающейся (тоже самое касается привлекающихся для проведения технических, ремонтных работ подрядчиков);
- СП, эксплуатирующие значимые объекты КИИ, обеспечивают безопасность эксплуатируемых ими значимых объектов КИИ, при этом: координацию и контроль их деятельности по вопросам обеспечения безопасности значимых объектов КИИ осуществляют СП по безопасности, штатные специалисты;
- субъект КИИ не реже 1 раза в год организует проведение методических занятий, лекций, семинаров, иных мероприятий, направленных на повышение осведомленности об угрозах безопасности информации и уровня знаний указанных работников по вопросам обеспечения безопасности КИИ (прим.: проводим Security Awareness).
к средствам, т.е.: программным и программно-аппаратным средствам (далее – ПО и ПАС), применяемым для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, а именно:
- к ПО и ПАС, применяемым для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, относятся средства защиты информации (СЗИ): в том числе средства защиты информации от НСД (включая встроенные в общесистемное, прикладное программное обеспечение), межсетевые экраны, средства обнаружения (предотвращения) вторжений (компьютерных атак), средства антивирусной защиты, средства (системы) контроля (анализа) защищенности, средства управления событиями безопасности, средства защиты каналов передачи данных (Прим: у многих это уже есть, осталось только переформатировать под значимые КИИ);
- для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ должны применяться СЗИ, прошедшие оценку соответствия требованиям по безопасности в формах обязательной сертификации, испытаний или приемки;
- СЗИ, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации, применяются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия решения субъектом КИИ;
- с иных случаях применяются СЗИ, прошедшие оценку соответствия в форме испытаний или приемки, которые проводятся субъектами КИИ самостоятельно или с привлечением организаций, имеющих в соответствии с законодательством РФ лицензии на деятельность в области защиты информации;
- параметры и характеристики применяемых СЗИ должны обеспечивать реализацию технических мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, принимаемыми в соответствии с требованиями по безопасности;
- в качестве СЗИ в приоритетном порядке подлежат применению СЗИ, встроенные в программное обеспечение и (или) программно-аппаратные средства значимых объектов КИИ (при их наличии);
- СЗИ должны применяться в соответствии с инструкциями (правилами) по эксплуатации, разработанными разработчиками (производителями) этих средств, и иной эксплуатационной документацией на СЗИ;
- применяемые СЗИ должны быть обеспечены гарантийной, технической поддержкой (т.е.: FreeWare не подойдет. При этом, варианты, когда СЗИ куплено, но не обслуживается по гарантии, вполне допустимы, хотя техническую поддержку придется восстановить)*;
- при выборе СЗИ необходимо учитывать наличие ограничений на возможность их применения субъектом КИИ на любом из принадлежащих ему значимых объектов КИИ со стороны разработчиков (производителей) или иных лиц;
- порядок применения СЗИ определяется субъектом КИИ в организационно-распорядительных документах по безопасности значимых объектов с учетом особенностей деятельности субъекта КИИ.*Прим.: Предприятиям будет необходимо провести проверку наличия документов, подтверждающих право собственности на СЗИ.
к организационно-распорядительным документам (ОРД) по безопасности значимых объектов КИИ (состав и форма которых значимых объектов определяются субъектом КИИ, с учетом особенностей его деятельности и утверждаются руководителем субъекта КИИ (уполномоченным лицом) и должны быть доведены до руководства субъекта критической КИИ, СП по безопасности, штатных специалистов, а также до иных СП (работников), участвующих в обеспечении безопасности значимых объектов КИИ, в части, их касающейся):
- ОРД по безопасности значимых объектов являются частью общей системы документов (стандартов организации) по вопросам обеспечения информационной безопасности (защиты информации) субъекта КИИ. При этом положения, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, могут быть включены в общие документы по вопросам обеспечения информационной безопасности (защиты информации), а также могут являться частью документов по вопросам функционирования значимого объекта КИИ;
- ОРД по безопасности значимых объектов разрабатываются применительно к особенностям деятельности субъекта КИИ на основе настоящих требований, требований по безопасности, иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности КИИ и защиты информации;
- ОРД должны определять: 1 - цели и задачи обеспечения безопасности значимых объектов КИИ; 2 - основные угрозы безопасности информации и категории нарушителей; 3 - основные организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 4 - состав и структуру системы безопасности и функции ее участников; 5 - порядок применения, формы оценки соответствия значимых объектов критической информационной инфраструктуры и СЗИ требованиям по безопасности; 6 - планы мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 7 - модели угроз безопасности информации в отношении значимых объектов КИИ; 8 - порядок реализации отдельных мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ; 9 - порядок проведения испытаний или приемки СЗИ; 10 - порядок реагирования на компьютерные инциденты; 11 - порядок информирования и обучения работников; 12 - порядок взаимодействия подразделений (работников) субъекта КИИ при решении задач обеспечения безопасности значимых объектов КИИ; 13 - порядок взаимодействия субъекта КИИ с ГОССОПКА; 14 - правила безопасной работы работников субъекта КИИ на значимых объектах КИИ; 15 - действия работников субъекта КИИ при возникновении компьютерных инцидентов и иных нештатных ситуаций.
к функционированию системы безопасности в части организации работ по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, рамках которой должны быть внедрены следующие процессы:
- планирование и разработка мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: разработка СП по безопасности и ежегодного (или более) плана мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ и его утверждение руководителем субъекта КИИ, включающего: наименования мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, сроки их выполнения, наименования СП (работников), ответственных за реализацию каждого мероприятия; организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, направленные на решение задач, установленных требованиями. На основе общего плана, в местах эксплуатации могут готовиться локальные планы). Выполнение плана контролируется СП по безопасности, которые ежегодно готовят отчет по его выполнению);
- реализация (внедрение) мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: является результатом выполнения плана мероприятий и осуществляется в соответствии с ОРД по безопасности значимых объектов. В ходе реализации мероприятий по обеспечению безопасности значимых объектов принимаются организационные меры и (или) внедряются СЗИ на значимых объектах КИИ, направленные на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, при этом: результаты подлежат документированию в порядке, установленном субъектом КИИ в ОРД по безопасности значимых объектов).
- контроль состояния безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: проводится ежегодно комиссией, назначаемой субъектом КИИ в состав: СП по безопасности, штатные специалисты, подразделений, эксплуатирующих значимые объекты КИИ, и подразделений, обеспечивающих функционирование значимых объектов КИИ, а также иные работники других СП. По результатам готовиться Акт, подписываемый членами комиссии и утверждается руководителем субъекта КИИ, при этом: в случае проведения внешней оценки (внешний аудит силами лицензионной по НСД Организации), внутренний контроль может не проводиться).
- совершенствование безопасности значимых объектов КИИ (т.е.: силами СП по безопасности проводится анализ функционирования системы безопасности и состояния безопасности значимых объектов КИИ, по результатам которых разрабатываются предложения по развитию системы безопасности и меры по совершенствованию безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, которые представляются руководителю субъекта КИИ).
- В настоящий момент Предприятию потребуется значительная и глубокая переработка всей локальной нормативной базы по защите информации и приведения ее в соответствии 187-ФЗ, если таковая не имеется (включая документы кадрового администрирования).
- Реализация всех требования потребует создания отдельного самостоятельного подразделения по информационной безопасности критической информационной инфраструктуры, либо расширения штатной численности уже имеющихся подразделений защиты информации.
- Целесообразность привлечение для целей выполнения всех требований Приказа №235 сторонних профильных Организаций до момента принятия всего пакета ключевой подзаконной нормативной документации по реализации все требований 187-ФЗ, пока под сомнением (однако, в рамках консалтинга это вполне будет уместно).
- До момента утверждения перечня объектов КИИ и отправки его во ФСТЭК, у Предприятия есть время для маневра (но не большое).
- В Приказах 235 и 239 нет прямых ограничений или запретов на использование удаленной технической поддержки КИИ на территории РФ, оказываемой иностранной Компанией по договору гарантийного обслуживания (в т.ч. из-за границы).
0 - й временной период (начало процесса)
- Ожидание регистрации ключевого Приказа ФСТЭК № 239.
- Ожидание документов ФСБ по ГОССОПКА (но можно и пропустить).
- Изучение учредительных документов Предприятия с целью определения сфер деятельности, подпадающих под 187-ФЗ (по ОКВЭД).
- Изучение собственной нормативной базы по защите информации с целью приведения ее в соответствие на верхних уровнях иерархии (Концепция ИБ, Политика ИБ), включая введение основополагающего термина «КИИ».
- Инвентаризация имеющегося ПО и ПАС с целью определения из возможности по закрытию вопросов безопасности объектов КИИ.
- Определение сил для реализации требований 187-ФЗ (на уровне СП и работников).
- Создание Приказом ГД комиссии ко категорированию.
- Выполнение части требований п. 5 ПП 127 с подготовкой проекта Перечня объектов КИИ, но без отправки его во ФСТЭК.
- Начало приведения в строгое соответствие всей ОРД Предприятия требованиям 235 и 239 ФСТЭК (можно вести параллельно).
- Окончательное завершение требований п.5 ПП 127 (без оставления Актов категорирования).
- Утверждение и отправка Перечня объектов КИИ во ФСТЭК (в теч. 5 дней) сопроводительным письмом за подписью руководителя субъекта КИИ с подтверждение получения (DHL, Major Express и т.д.).
1-й временной период (начало отсчета
годового срока на категорирование)
- Завершение выполнения требований Приказов ФСТЭК 235 и 239 в части сил и средств защиты КИИ (подготовка и введение в действие ОРД; закупка и внедрение ПО и оборудования и т.д.).
- Продолжение категорирования с составление предусмотренных Актов.
- Утверждение Актов категорирования и отправка Актов категорирования во ФСТЭК (в теч. 10 дней).
2-й временной период (начало отсчета 3-х
летнего срока до гос. контроля)
Таким образом, выполнение
всех основных требований к созданию систем безопасности КИИ по 235 Приказу и
реализация требований безопасности к самим значимым объектам КИИ по 239
Приказу, должна быть выполнена в течении одного года, после отправки Перечня
объектов КИИ во ФСТЭК!
С Уважением
Севостьянов Александр!
Комментариев нет:
Отправить комментарий