Итак, какие видятся основные возможные подходы к присвоению
КЗ:
1.
Рекомендуемый
подход. Присвоение КЗ на основании масштаба возможных последствий в случае
возникновения компьютерных инцидентов на ОКИИ, без учета существующих средств
защиты и компенсирующих мер, которые
могут существенно снизить масштаб возможных последствий и как следствие –
снизить КЗ или вообще привести к отсутствию необходимости присвоения КЗ. Это наиболее
правильный и непротиворечивый с сточки зрения 127-ПП подход. Если у субъекта
уже используются какие-то СЗИ или компенсирующие меры, которые могут снизить
масштаб возможных последствий, они не учитываются при определении КЗ, но их можно
будет учесть при формировании базового набора мер для определенной КЗ и
дальнейшей его адаптации с учетом моделирования угроз. При этом субъекту можно
с большой долей вероятности быть уверенным, что у ФСТЭК не будет вопросов по
присвоению КЗ ни при согласовании результатов категорирования, ни при
проверках.
2.
Нерекомендуемый (неживой) подход. Присвоение КЗ на основании масштаба возможных последствий, с учетом
существующих на ОКИИ средств защиты (например, уже внедрен «джентельменский
набор» СЗИ) или компенсирующих мер (например, вручную открывается калитка для
прохода пассажиров на платформы на ЖД станции в случае атаки на систему
управления турникетами). Данный подход имеет существенный недостаток, но при
определенной трансформации (см.подход 3) тоже может использоваться. Что
касается основного недостатка - в 127-ПП нет никаких указаний на то, что при
определении масштаба возможных последствий могут учитываться существующие СЗИ
или компенсирующие меры. Но если субъект все же решит их учесть на свой страх и
риск, то в этом случае он каким-то образом должен доказать ФСТЭК, что
применяемые им СЗИ или компенсирующие меры позволяют защититься от актуальных
угроз и соответственно снизить масштаб возможных последствий и как итог
присвоить более низкую КЗ или вообще обойтись без ее присвоения. В 127-ПП есть
п.17, который определяет состав сведений о результатах категорирования, который
субъект должен направить на согласование во ФСТЭК по результатам
категорирования. В состав данных сведений в том числе входят:
a.
Сведения о программных и программно-аппаратных
средствах, используемых на ОКИИ, в том числе о средствах, используемых для
обеспечения безопасности ОКИИ
b.
Возможные последствия в случае возникновения
компьютерных инцидентов на ОКИИ
c.
Сведения об угрозах безопасности информации и о
категориях нарушителей.
d.
Организационные и технические меры, применяемые
для обеспечения безопасности ОКИИ
При данном подходе субъект указывает в
составе сведений о результатах категорирования угрозы, категории нарушителей и
возможные последствия от реализации угроз, а также применяемые для
нейтрализации угроз СЗИ и компенсирующие меры. В случае использования субъектом
при категорировании данного подхода у ФСТЭК могут возникнуть к субъекту вопросы
как на этапе согласования результатов категорирования, так и на этапе проведения
проверок.
3.
Приемлемый (в теории) подход. Присвоение КЗ на основании масштаба возможных последствий с учетом
существующих СЗИ и компенсирующих мер, которые могут существенно снизить
масштаб возможных последствий и как следствие – снизить КЗ или вообще привести
к отсутствию необходимости присвоения КЗ. Этот подход очень похож на предыдущий
подход, но отличается от него очень важным нюансом – существующие СЗИ и/или
компенсирующие меры включаются в состав ОКИИ. Т.е. упомянутая выше калитка
включается в состав ОКИИ в качестве одного из режимов работы ОКИИ. Но с данным
подходом нужно обращаться аккуратно и со здравым смыслом, т.к. та же калитка
может не справиться, например, с большим потоком пассажиров в час-пик и может
начаться давка, которой не было бы при работающих турникетах или ее кто-то может по какой-то причине закрыть, как это случилось во время недавней трагедии в кинотеатре в Кемерово. Данный подход не
противоречит 127-ПП, но все же может вызвать вопросы у ФСТЭК при согласовании
результатов категорирования или при проведении проверок. Поэтому в результаты
категорирования, отправляемые на согласование во ФСТЭК, стоит включить соответствующее
обоснование включения СЗИ или компенсирующих мер в состав ОКИИ.
Вывод: Лучше всего
присваивать КЗ без учета имеющихся на ОКИИ СЗИ и компенсирующих мер, но если
субъект готов обосновать перед ФСТЭК их включение в состав ОКИИ, то такой
подход теоретически возможен.
P.S. Уверен, что по данным подходам могут быть разные мнения, да
и самих подходов может быть гораздо больше. Интересно увидеть другие варианты и
поучаствовать в дискуссии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий